Современные ученые могут лишь в общих чертах восстановить ход манипуляций, производимых в процессе тетрасоматы. Наиболее вероятно, что из всех описываемых ингредиентов ключевую роль в получении «золота» играли медь и мышьяк.
Полученные при их взаимодействии арсениты (CuHAsO3) и арсенаты (Cu3(AsO4)2) образуют на поверхности застывшего сплава красивую золотистую пленку, очень похожую на настоящее золото. Хотите снять квартиру в москве без посредников? Посетите наш сайт. Большая база объявлений о съеме или сдаче в аренду квартир от реальных владельцев, доступные цены, консультация специалистов. Интересно, что оригинал «Хризопеи», дошедший до нас благодаря Зосиме Панополису, представляет собой не текст, а сложное символическое изображение, включающее схемы химической аппаратуры, символы элементов и процессов, а также философские изречения.
В левом нижнем углу «Хризопеи» изображен уроборос, символизирующий алхимическое действо. Над ним расположено два кольца с надписями, комментирующими его значение. Надпись на внутреннем кольце сообщает: «змей один - тот, который держит яд между двумя знаками» (видимо, речь идет о двух состояниях трансмутируемой материи - лунном и солнечном, т. е. серебряном и золотом).
На внешнем кольце написано: «одно - это все; и благодаря себе - все, и в себе - все; и если (одно) не содержит всего, то все есть ничто» (это - манифест единства материи, близкий к тексту Изумрудной скрижали). Та же истина - «Одно - это все» - повторяется и внутри уробороса. Справа от уробороса расположены лунообразные фигуры - символы аргиропеи, т. е. образования серебра; геометрические знаки, видимо, указывают на сроки проведения операции и количество ингредиентов. Рядом с уроборосом изображен большой перегонный аппарат. В его основании - печь, подписанная как «огонь» или «свет» (fotas). На печь поставлен круглый сосуд, названный «реторта» (lopas), над ним - еще один, «чаша» (fialo). Из «чаши» выходят два конуса - «противотрубки» (antiheros).
Аппарат такой конструкции вполне функционален: при нагревании «реторты» в ней образуются пары, которые поднимаются в чашу, конденсируются там, а затем жидкость стекает по двум «противотрубкам».
Под кольцами с текстом изображено еще несколько аппаратов. Центральный из них, видимо, предназначен для сплавления металлов; выходящая из него трубка использовалась для отвода летучих соединений. Слева - сходный аппарат с сосудом для дистиллята. Две окружности, имеющие по три отростка, - схематично переданные треножники, сосуды для варки на медленном огне. |