Философское яйцо
Казалось бы, цель достигнута: мы уже знаем, какие ступени следует пройти, чтобы получить Великий Магистерий. Но нет! На заключительной стадии алхимического процесса в писаниях адептов возникает еще один загадочный образ - философское яйцо.

Альберт Великий упоминает его как исходный материал для проведения последней операции создания философского камня. При этом, что собой представляет этот загадочный предмет, Магнус даже не намекает.
Источником образа философского яйца, судя по всему, служит «Хризопея Клеопатры».

 В этом древнегреческом трактате описывается тетрасомата - сплав из четырех металлов: олова, свинца, меди и железа. С точки зрения александрийских алхимиков, тетрасомата, объединив качества всех неблагородных металлов, служила идеальной основой для образования металлов благородных. Потом их использовали для оформления товаров, которые отправляли в магазин подарков.
В эпоху Средневековья образ тетрасоматы получил неожиданное развитие: объединившая в себе все металлы мира, она превращается в аллегорию мира как такового, причем находящегося в зачаточном, потенциальном состоянии. Так появляется образ яйца - распространенного символа Космоса.

Каждый из металлов, входящих в состав тетрасоматы, превращается в сознании алхимиков в компоненты «вселенского яйца»: медь - это желток (красно-желтый оттенок), олово - белок (легкоплавкое, т. е. текучее), свинец - внутренняя кожица (тусклый и шершавый), а железо - скорлупа (гладкое и твердое).
Есть основания предполагать, что в период расцвета алхимии, философское яйцо стало считаться важным компонентом философского камня. При этом ни Альберт, ни другие авторы не упоминают о том, что яйцо философов надо каким-то образом готовить; его просто следует взять на полке и использовать для трансмутации.

Все это наводит на мысли, что в 12-14 вв. «философские яйца» специально изготавливались для нужд алхимиков и запросто продавались в аптечных лавках. Скорее всего, они представляли собой не сплавы, как у александрийцев, а шарики среднего размера, спрессованные из четырех симметричных долек - медной, железной, оловянной и свинцовой. Только при таком строении философское яйцо можно «разделить на четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной природой», как этого требует Малый алхимический свод.
 
(24.11.2011)
Просмотров: 5591 | Рейтинг: 5.0/1 |
Другие статьи по теме:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


© 2024





Хостинг от uCoz | Карта сайта